Самые прикольные ссылки » Интересное » Слияние двух древних галактик на краю Вселенной раскрывает тайны космологии

Слияние двух древних галактик на краю Вселенной раскрывает тайны космологии

Автор: feldsher от 24-05-2013, 16:15

В глубинах Вселенной, на расстоянии около 11 миллиардов световых лет от Земли, астрономы смогли пронаблюдать за столкновением двух галактик – эта «парочка» каждый год рождает 2000 новых звезд. Ученым получилось «поймать» две яркие эллиптические галактики прямо перед тем, как они слились в одну – с массой, равной 400 миллиардам солнц. Они столкнулись больше 10 миллиардов лет назад, и их слияние и стало причиной чрезвычайно интенсивного звездообразования – как минимум в десять раз более быстрого, чем в обычных галактиках. Ученые заключили, что такого рода столкновения были «виновниками» появления крупнейших галактик – большинство из них сформировались 9,5 миллиарда лет назад.

Слияние двух древних галактик на краю Вселенной раскрывает тайны космологии

Огромную галактику (примерно в десять раз больше нашей) впервые обнаружил ныне почивший в бозе космический телескоп «Гершель». Наблюдения продолжили «Хаббл» и «Чандра», а также обсерватория Кека на Гавайи.

Галактика с 400 миллиардами звезд получила название HXMM01. «Это самая яркая, светлая и богатая газом субмиллиметровая галактика из известных нам», - сообщают астрономы из Калифорнийского университета в Ирвине, где и было проведено исследование.

Открытие помогло ученым лучше понять, как в ранней Вселенной образовывались гигантские эллиптические галактики, и почему в крупных галактиках вскоре останавливалось звездообразование. Ответ прост – водород.

При столкновении двух небольших галактик они потребляют огромную массу водорода, и запасы газа быстро заканчиваются. Это явление часто объясняют воздействием черных дыр в центре галактик, «дующих» сильными «ветрами», рассеивающими газ. Но космолог Асанта Курай (Asantha Cooray), ведущий автор работы, заявила, что ученые нашли четкое доказательство того, что сгорание водорода происходит в результате космических слияний и последующего потребления газа на нужды звездообразования.

«Эти галактики начинали оргию обжорства, из-за чего запасы пищи заканчивались через несколько сот миллионов лет, а остаток жизни новая галактика голодает», - заявил Хай Фу (Hai Fu), один из авторов исследования.

Открытие также дает новую информацию о ранних этапах развития Вселенной. Когда ей было всего 3 миллиарда лет, в ней были большие, красные эллиптические галактики, населенные старыми звездами. Ученые давно задавались вопросом, получились ли эти гигантские «эллипсы» в результате слияния множества мелких галактик – или столкновения нескольких крупных. Открытие HXMM01 свидетельствует в пользу второй гипотезы.

«Обнаружение галактики этого типа так же важно, как открытие археоптерикса для понимания эволюции динозавров в птиц. И археоптерикс, и HXMM01 "пойманы” в критический переходный момент», - утверждает Фу.