Самые прикольные ссылки » Космос » Угрозы для планеты Земля: Угроза 1

Угрозы для планеты Земля: Угроза 1

Автор: dimklim от 12-05-2011, 21:49

Астероидно-кометная: Столкновение с астероидом

Астероидов, сближающихся с Землей, сегодня более 7000. 6000 из них причислено к категории опасных, причем 1000 из них представляют высокую опасность.

От единиц к тысячамУровень опасности: высокий

Вероятность: невысокая

Возможные последствия: гибель миллионов людей и экологическая катастрофа, катастрофические изменения климата

Вероятные сроки наступления: вероятность существует всегда, дата «под подозрением» – 2036 год

Меры противодействия: мониторинг, меры по изменению орбиты астероида с помощью солнечного паруса, «гравитационного тягача» и других, пока гипотетических средств

Небольшие небесные телаВ прежние времена считалось, что практически все астероиды «живут» в главном поясе между орбитами Марса и Юпитера. Но сейчас уже точно известно, что при хаотичных и разнообразных орбитах и очень высоких скоростях там нередко случаются столкновения. Астероиды дробятся, меняют орбиты. Некоторые из них попадают под более сильное гравитационное влияние Юпитера и выбрасываются из пояса астероидов, другие притягиваются Марсом и тоже уходят в сторону. Так могут появиться астероиды, сближающиеся с Землей (АСЗ). Они либо пересекают орбиту нашей планеты с внешней или с внутренней стороны, либо просто попадают внутрь этой орбиты. В этом случае их очень трудно наблюдать – часто они закрыты Солнцем и невидимы в оптические телескопы.

«Более-менее крупные небесные тела падали на Землю всегда. Достаточно вспомнить огромные кратеры, обнаруженные на планете, или Тунгусское событие, – говорит Лидия Васильевна Рыхлова, заведующая отделом космической астрометрии ИНАСАН. – Но все при этом жили спокойно, потому что техника для выявления астероидов до конца прошлого века не позволяла открывать небольшие небесные тела (с поперечниками в сотни и десятки метров). В конце прошлого века появилась новая техника наблюдений на основе ПЗС-матриц, и теперь можно обнаруживать в динамике (фактически в режиме видео) гораздо более мелкие объекты, двигающиеся вблизи Земли. Теперь не нужно, как раньше, сравнивать между собой фото, сделанные в разное время, чтобы увидеть изменения картины неба».

Кометная угрозаВ 1992 году Конгресс США поручил NASA разобраться в вопросе астероидной угрозы. Была принята программа Spaceguard («Космическая стража»), в рамках которой все пригодные телескопы оснастили современной техникой для слежения именно за мелкими телами.

«Первоначальная задача, поставленная перед NASA, заключалась в том, чтобы за десять лет открыть все астероиды диаметром километр и более, которые находятся в окрестностях Земли, в основном в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером, – говорит Лидия Рыхлова. – За десять лет эта программа была практически выполнена. По ходу ее реализации стали находить астероиды гектометровых (сотни метров) размеров. Теперь на следующие десять лет стоит задача открывать астероиды размером 100–140 м. Именно небольшие небесные тела представляют наибольшую опасность для Земли. А между тем считается, что до сих пор их открыто не более 10–15%».

Поперечник Тунгусского телаАстероидов, сближающихся с Землей, сегодня насчитывается более 7000. 6000 из них причислено к категории опасных, причем 1000 из них представляют высокую степень опасности. В число угрожающих Земле записан пресловутый Апофис. Его поперечник составляет 250–300 м, но и этого достаточно, чтобы сотворить на Земле много бед. Апофис двигается по близкой к Земле орбите, и предполагается, что в 2036 году он может пересечь геостационарную орбиту. На этом расстоянии (порядка 40 000 км) уже очень сильно ощущается земная гравитация, и астероид может стать спутником Земли или просто упасть на Землю.

«Главное сейчас, – замечает Лидия Рыхлова, – исследовать ближайшее появление Апофиса в окрестностях Земли. Это случится в 2012–2013 годах, и множество обсерваторий в мире готовятся его наблюдать, уточнять его орбиту, чтобы либо опровергнуть возможность столкновения, либо подтвердить».

Источник: Журнал "Популярная Механика"